Обо мне:

Яна Дубейковская - психоаналитик.

О тебе:

Психоанализ «трудного» возраста.

Считается, что «переходный», или «трудный» возраст начинается лет с 12-13 и заканчивается в 19-20. Нужно сразу сказать, что те сложности, которые испытывают взрослые, родители, учителя при общении с молодым человеком данного возрастного периода гораздо меньше действительно часто катастрофического психологического состояния подростка. И хотя именно взрослые назвали этот период «трудным», главные психологические вызовы принимает на себя молодой человек.
Ситуация, когда девочка - отличница начинает демонстративно курить и нецензурно выражаться, а 15 –летний молодой человек категорически отказывается встречать Новый год в кругу семьи, нарушая «священную» традицию типичны для этого возраста и имеют свои совершенно объективные предпосылки. Прежде всего, физиологической предпосылкой является гормональная перестройка организма, связанная с подготовкой биологической особи к продолжению рода. Как следствие подросток сталкивается с очень сильными и психотравматичными переживаниями, связанными с изменением форм тела, которые трудно принять и понять, изменением типа оволосенения, ломкой голоса появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. Подростковая среда от растерянности и тревоги, вызванной этими метаморфозами защищается их высмеиванием, что еще больше усугубляет проблемы конкретных объектов «дразнилок». С этой же причиной связано резкое повышение внимания к одежде и внешнему виду, призванных снять тревожность, и «прикрыть стыд».
Настроение становится неустойчивым, молодой человек может внезапно рассмеяться или наоборот неожиданно и неадекватно ситуации нагрубить. Это также связано с гормональной перестройкой, но в каждом конкретном случае находится в контексте среды и типа общения подростка. Кстати сама эта среда часто внезапно меняется, появляются так называемые «компании», в которых за бессодержательным (с точки зрения взрослых) времяпровождением подростки готовы проводить все время и мнение которых становится важнее мнения родителей.
Подростки часто испытывают состояние тоски, которые выражают словами «все достало», «неохота», «мне пофиг» и т.д. У некоторых нарушается нормальное питание, как правило девочки начинают активно худеть иногда доводя себя до истощения.
В этот возрастной период практически ни один молодой человек не проходит мимо увлечения музыкой, как правило громкой и ритмичной. Здесь же нужно вспомнить и широко распространенное именно в этой группе явление фанатизма, поклонение кумиру из сферы музыки или кино-телевидения.
Что же стоит за всеми этими изменениями поведения с точки зрения психоанализа? Для психоанализа, как глубинной психологии, все вышеперечисленные явления, являются симптомами ряда труднейших психологических проблем, с которыми сталкивается молодой человек и от успешности решения которых зависит его судьба и здоровье.
Первой такой проблемой является необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а следовательно социальную и человеческую единицу. При успешном прохождении данного препятствия в итоге между родителями и ребенком устанавливаются отношения «взрослого» типа, основанные на взаимной заботе и ответственности за собственные решения. Вроде бы это очевидно, но жизнь показывает, что жить рядом и не мешать друг другу, то есть с точки зрения психоанализа не отыгрывая на близком человеке собственных заморочек ситуация редкая, а в семьях «переживающих подростковый период» почти уникальная. Необходимость разрыва симбиотических отношений с родителями и порождает новые авторитеты (тренер, глава банды, певец и т..д.) и новые подростковые сообщества. Это так называемый поиск «новых родителей», к сожалению для родителей выкормивших и воспитавших неизбежный шаг к самостоятельности. Оптимальной позицией родителя здесь является терпение и невидимый контроль за опасным процессом и кроме того главный катализатор хорошего воспитания – уважение. Если родитель от страха потерять ребенка не делает одну ошибку за другой (категорически запрещает что-то, крайне негативно отзывается об окружении и увлечениях ребенка, грузит ребенка непосильным чувством вины) то он получает психологического (и как правило материального) иждивенца, незрелую несамостоятельную личность на долгие годы.
Вторая проблема «трудного возраста» огромная внутренняя тревога, связанная с изменением всего телесного и психологического уклада, которую испытывает подросток. Именно от нее он спасается громкой ритмичной музыкой, извлекающей из глубин бессознательного биение материнского сердца, которое слышит младенец в утробе. Именно здесь возникает реальный страх употребление наркотиков и присхотропных веществ, которые уводят за пределы этой новой реальности.
Следующая проблема – агрессия, с которой подросток не справляется, этот излишек новой и еще неосвоенной энергии сексуальности. Здесь родительская, а иногда и собственно подростковая мудрость состоит в усиленных занятиях спортом, которые на время отводят опасную энергию в приемлемое русло.
Очень важным испытание подросткового возраста является необходимость переформатирования отношений с противоположным полом. Девочка, которая еще вчера была предметом насмешек, сегодня будит сексуальные фантазии и делает из замарашки – хулигана респектабельного ухажера. В идеале родительские отношения должны быть определенной школой отношений между полами, однако, как правило, брать пример или не с кого (большинство современных семей неполные) или не с чего (отношения между мужчинами и женщинами катастрофически несовершенны).
Подводя итог, этому краткому экскурсу в психоаналитическое понимание подростковых проблем хочется подчеркнуть, что для молодых людей главный является проработать тревогу, связанную с выходом в самостоятельность и не наделать грубых жизненных ошибок, а для взрослых – терпение, силы «отпустить» ребенка и тактичное ограждение его от грубых ошибок.

Напиши мне

 


Сайт создан в системе uCoz